Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИЗБОРНИК 1073 г.
21, С. 536-539 опубликовано: 4 августа 2014г.


ИЗБОРНИК 1073 г.

Похвала кн. Святославу в Изборнике 1073 г. (ГИМ. Син. № 1043(31-д). Л. 2 об.)
Похвала кн. Святославу в Изборнике 1073 г. (ГИМ. Син. № 1043(31-д). Л. 2 об.)

Похвала кн. Святославу в Изборнике 1073 г. (ГИМ. Син. № 1043(31-д). Л. 2 об.)
[Изборник кн. Святослава, Изборник царя Симеона], слав. четий сборник, важнейший источник по истории слав. переводной лит-ры, богословской и общественной мысли Болгарии эпохи Первого царства, межслав. средневек. культурных связей, древнеболг. и древнерус. лит. языка, древнейшей истории кириллического письма, памятник древнерус. изобразительного и орнаментального искусства. Название «И.» может применяться как к древнерус. кодексу 1073 г. (ГИМ. Син. № 1043 (31-д)), так и к позднейшим спискам сборника аналогичного содержания (часть которых, напр. все сербские и отдельные русские, восходит не к ркп. 1073 г., а к ее болг. оригиналу) и к совокупности рукописной традиции памятника. Первое название И. получил по имени заказчика и владельца списка 1073 г. киевского кн. Святослава (Николая) Ярославича, второе название (более принятое зарубежными, прежде всего болг., исследователями) - по имени заказчика и владельца оригинала болг. царя Симеона (813-927). Имя царя Симеона, отражающее древнейшую историю сборника и замененное в списке 1073 г. именем кн. Святослава, читается в составе Похвалы болг. царю в списке И. сер.- 3-й четв. XV в. РНБ. Кир.-Бел. 1/1082 (долгое время ошибочно датировавшегося в лит-ре 1446), к-рый был обнаружен С. П. Шевырёвым в 1847 г., во время поездки в Кириллов Белозерский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь. Существование болг. оригинала И., составленного и написанного для царя Симеона, подтверждается и независимой от русской сербской рукописной традицией сборника нач. XIV-XVI в. (Mihăilă G. Langue et culture roumaines dans l'espace sud-est européen = Румын. яз. и культура в Юго-Вост. Европе. Bucur., 2001. С. 270-290; Симеонов сб. 1991. Т. 1. С. 39-43, 70-71. № 2, 3, 14). Отсутствие в серб. списках И. Похвалы царю Симеону объясняется, возможно, тем, что они (в отличие от древнерусских) восходят к неофициальному (либо дефектному) экземпляру сборника. Мнение Л. П. Жуковской, что под «царем Симеоном» в Похвале в кирилло-белозерском списке следует понимать вел. кн. Владимирского и Московского Симеона Иоанновича Гордого, является несостоятельным (Жуковская Л. П. Изборник 1073 г.: Судьба книги, состояние и задачи изучения // Изборник Святослава 1073 г.: Сб. ст. М., 1977. С. 8-10).

Кодекс 1073 г.

(ГИМ. Син. № 1043 (31-д)) - 2-я по древности (после Остромирова Евангелия 1056-1057 гг.) датированная славянская рукопись, древнейший нелитургический и не связанный с кругом уставных чтений кодекс. Пергаменная рукопись состоит из 266 листов размером 33,6×24,8 см. К настоящему времени в кодексе утрачены ряд листов и целиком 18-я тетрадь. Текст написан каллиграфическим уставным письмом в 2 столбца 2 писцами. Первый писец - дьяк Иоанн - сообщил свое имя и дату работы в приписке на обороте л. 263. Вопрос о тождестве 2 Иоаннов - писцов И. и Изборника 1076 г.- долгое время был предметом обсуждения в историко-филологической лит-ре и в итоге был решен отрицательно. Имя заказчика написано в рукописи по смытому тексту, вероятно, сразу после написания. Размеры смытого текста (прочесть к-рый не удалось даже с помощью совр. технических средств) указывают на то, что заменено было скорее указание на первоначального заказчика сборника царя Симеона, чем на предшественника Святослава на киевском престоле - его старшего брата кн. Изяслава (Димитрия) Ярославича (последняя т. зр. была распространена в лит-ре). Текст И. сохраняет языковую основу своего болг. протографа, а правописание писцов в разной степени отражает черты восточнослав. (древнерус.) орфографии. Характерную особенность И. составляет разделение текста на 2 части, оформленные как самостоятельные единицы посредством иллюминации, отдельного оглавления и самостоятельной нумерации статей. Причины такой организации И. не вполне ясны; наиболее вероятной выглядит гипотеза, что источником сборника послужил 2-томный кодекс. Особенностью списка 1073 г. является двоекратное помещение Похвалы Святославу Ярославичу (на л. 2-2 об. и 263 об.).

Киевский кн. Святослав с семьей в предстоянии Спасителю. Миниатюра из Изборника 1073 г. (ГИМ. Син. № 1043(31-д). Л. 1 об.)
Киевский кн. Святослав с семьей в предстоянии Спасителю. Миниатюра из Изборника 1073 г. (ГИМ. Син. № 1043(31-д). Л. 1 об.)

Киевский кн. Святослав с семьей в предстоянии Спасителю. Миниатюра из Изборника 1073 г. (ГИМ. Син. № 1043(31-д). Л. 1 об.)

И. украшен 5 миниатюрами, изображающими семью кн. Святослава Ярославича в предстоянии Спасителю, восседающему на престоле (на развороте л. 1 об.- 2), отцов Вселенских Соборов в архитектурном обрамлении (Л. 3, 3 об., 128, 128 об.), а также заставками и инициалами роскошного визант. (эмальерного) стиля, рисунками с изображениями знаков зодиака (Л. 250 об.- 251) и др. В болг. искусствоведческой лит-ре миниатюры (включая портрет княжеской семьи) и орнаментику И. принято рассматривать в качестве копий, восходящих к болг. оригиналу 1-й трети X в. В исследованиях отечественных искусствоведов отмечается связь иллюминации рукописи с образцами совр. ей визант. книжного искусства.

История рукописи с момента создания до нач. XV в. неизвестна. Высказанное в лит-ре мнение о том, что во 2-й пол. XIV в. И. находился в Суздальско-Нижегородской епархии (Лихачёв Д. С. К вопросу о судьбе рукописи Изборника 1073 г. в XIV в. // Русско-болг. фольклорные и лит. связи. Л., 1976. Т. 1. С. 42-44), основано на неточной датировке и атрибуции записи XII-XIII вв. на обороте л. 122 (см.: СКСРК, XI-XIII. С. 37) с упоминанием еп. Дионисия. В нач. XV в. кодекс 1073 г., вероятно, находился в Москве, возможно в Андрониковом в честь Нерукотворного образа Спасителя мужском монастыре, где в 1403 г. с него был сделан список на пергамене (ГИМ. Син. № 275). Один из писцов последнего, Онфим, сделал пометы на копируемом оригинале.

В сер. XVII в. древняя, роскошно оформленная рукопись И. привлекла внимание патриарха Никона и поступила в б-ку его подмосковной резиденции - Новоиерусалимского в честь Воскресения Господня монастыря, где оставалась до 1834 г. В нач. XVIII в. Похвала кн. Святославу и миниатюры списка 1073 г. были использованы в ранних старообрядческих компиляциях в защиту «дониконовского» написания имени Исус и двоеперстия (Беляева О. К. К вопросу об использовании памятников древнерус. письменности в старообрядческих полемических сочинениях 1-й четв. XVIII в. // Обществ. сознание, книжность, лит-ра периода феодализма. Новосиб., 1990. С. 12-14). Рукопись И. была обнаружена в Новоиерусалимском монастыре и введена в научный оборот К. Ф. Калайдовичем и П. М. Строевым в 1817 г., во время их археографических поездок по подмосковным обителям; в 1834 г. передана в Синодальную б-ку, в составе к-рой поступила в ОР ГИМ. В 1978-1981 гг. в связи с подготовкой факсимильного издания кодекс 1073 г. был отреставрирован.

И. как литературный памятник

Начало 1-й части Изборника 1073 г. (ГИМ. Син. № 1043(31-д). Л. 4)
Начало 1-й части Изборника 1073 г. (ГИМ. Син. № 1043(31-д). Л. 4)

Начало 1-й части Изборника 1073 г. (ГИМ. Син. № 1043(31-д). Л. 4)
Болг. оригинал И. относится к жанру антологий. Греч. источники И. наиболее подробно рассмотрены в монографии М. В. Бибикова (Бибиков. 1996), где собраны сведения о 22 греческих рукописях X-XVI вв., сходных по тексту (вопросо-ответы Анастасия Синаита) и восходящих к кодексу, который послужил архетипом древнеболг. перевода. Из древнейших к И. наиболее близки греч. рукописи X в. Paris. Coislin. 120 и Vat. gr. 423.

Основную часть содержания И. (ок. 3/4 объема) составляет эротапокритическое (вопросо-ответное) сочинение с именем Анастасия Синаита в заглавии. (Мнения исследователей по поводу личности автора расходятся; см.: Анастасий Синаит, прп.; КМЕ. Т. 2. С. 50-51). Окончательное оформление и редактирование сочинения было завершено в IX в., когда в текст были включены статьи, отвечающие интересам времени (напр., в защиту иконопочитания). В совокупности материал представляет собой свод кратких толкований с ответами на широкий круг вопросов, к-рые могли возникнуть у мирянина при чтении Свящ. Писания и(или) по различным житейским проблемам.

В начале И. помещалась Похвала царю Симеону (сохранившаяся далеко не во всех списках). Далее следуют ряд статей по тринитарным вопросам и статья о Вселенских Соборах. Между 2 частями И. находятся извлечения из Слов свт. Григория Богослова. После вопросо-ответов Анастасия Синаита помещены 2 трактата: философский Феодора Раифского и Георгия Хировоска «О образех» (исключенный из ряда списков И.). Последний труд является одним из немногих в средневековых слав. лит-рах произведений, посвященных проблемам поэтики. Далее следуют статьи о сущности Бога и Св. Троицы, включая «Вопросы и ответы» святителей Григория Богослова и Василия Великого. За ними помещены тексты хронологического характера: об исчислениях дат важнейших событий библейской истории и о наименованиях месяцев у различных народов. Заключительный блок составляют Десять заповедей, индекс отреченных книг, имена пророков и апостолов и краткие сведения о них. Как дополнение после Похвалы помещен «Летописец вскоре» патриарха Никифора.

Отцы Церкви. Миниатюра из Изборника 1073 г. (ГИМ. Син. № 1043(31-д). Л. 3)
Отцы Церкви. Миниатюра из Изборника 1073 г. (ГИМ. Син. № 1043(31-д). Л. 3)

Отцы Церкви. Миниатюра из Изборника 1073 г. (ГИМ. Син. № 1043(31-д). Л. 3)
Энциклопедический характер (речь идет об объеме и о принципе расположения материала) и структура сборника нашли отражение в его заглавии: «Сбор от мног отец, толкования о неразумных словесех, в Евангелии, и в Апостоле, и в иных книгах, вкратце сложена на память и на готов ответ». Сборник разделен на 428 статей, которые можно отнести к 2 типам. Первый тип составляют вопросы, к-рые могут возникнуть при усвоении этических принципов христианства, особенно при сравнении их с житейской повседневностью, а также о смысле нек-рых обрядов. В статьях второго типа разъясняются отдельные библейские тексты, сообщаются подробности, отсутствующие в этих текстах, истолковываются неясные или противоречивые места в них. Индекс отреченных книг (содержащий 25 названий и приписываемый обычно Исидору) является древнейшим в слав. лит. традиции.

Благодаря И. слав. читатель знакомился с многочисленными (35) именами визант. авторов - преимущественно выдающихся представителей патристики - от древнейшего периода апологетики до конца святоотеческого периода. Наряду с сочинениями отцов Церкви, уже знакомых новообращенным христианам по др. переводам, в И. включены фрагменты сочинений менее известных авторов: Климента Александрийского, сщмч. Иринея, еп. Лионского, мч. Иустина Философа, прп. Исидора Пелусиота, Феодорита, еп. Кирского, свт. Епифания Кипрского, свт. Диадоха, еп. Фотикийского, Олимпиодора, св. Максима Исповедника и др. Через посредство И. в слав. лит-ры вошли имена авторов, признанных правосл. Церковью еретиками, чьи сочинения позднее исчезли из книжного репертуара,- Оригена, Евсевия Кесарийского, Севира, патриарха Антиохийского.

Перевод греческого памятника имел прежде всего просветительную цель. В эпоху, когда И. переводился в Болгарии, и позднее, когда он получил известность на Руси, его статьи выполняли важную идеологическую и общественную функцию, способствуя преодолению языческого мировоззрения и утверждению христ. взглядов. Кроме того, перевод столь разнообразных сочинений оказывал влияние на развитие лит. языка в Болгарии, на Руси и в Сербии.

Рукописная традиция И. XI-XVIII вв. обширна. На Руси памятник получил известность между кон. X в. и нач. 70-х гг. XI в., возможно непосредственно в эпоху принятия христианства. Список 1073 г. выполнен, вероятнее всего, с экземпляра царской преславской б-ки, предположительно принесенной в Киев на рубеже X и XI вв. (см.: Алексеев А. А. Текстология слав. Библии. СПб., 1999. С. 139-140). Широкое распространение памятника в русской книжности XV-XVI вв. уместно соотнести с феноменом обращения к «своей античности» (ср.: Лихачёв Д. С. Развитие рус. лит-ры X-XVII вв.: Эпохи и стили. Л., 1973. С. 113-120). Серб. рукописная традиция И. связана в первую очередь с афонским Хиландаром, сохранившим на протяжении средневековья и раннего Нового времени наибольшее число южнослав. переводных и оригинальных памятников. В лит-ре перечислены 27 относительно полных списков памятника (24 восточнославянских и 3 сербских) без старообрядческих копий XIX в. Помимо 24 списков, описанных К. М. Куевым в последнем наборном издании И. (Симеонов сб. 1991. Т. 1. С. 36-96; см. также: Творогов. 1987. С. 194-195), к рукописной традиции И. относятся вильнюсские пергаменные отрывки (БАН Литвы. Ф. 19. № 19/2, 19/3) кон. XIV (?) - нач. XV в. (Турилов А. А. Новый список Изборника Симеона-Святослава: К атрибуции двух фрагментов в сборнике пергаменных отрывков ЦНБ АН Литвы // Palaeobulgarica. 1997. № 2. С. 5-11), обширные выписки с измененным порядком статей, сопровождающие новгородский список «Пчелы» 1-й четв. XV в. (РГАДА. Ф. 181. Оп. 1. № 370. Л. 138 об.- 177; Каталог слав.-рус. рукописных книг XV в., хранящихся в РГАДА. М., 2000. С. 208-214. № 79), и западнорус. список кон. XVI - нач. XVII в., № 223 из б-ки Зографского мон-ря на Афоне (Ралева Ц. Зографский список Сборника царя Симеона // Palaeobulgarica. 1993. № 4. С. 22-58). Ряд статей И. сопровождает также один из древнейших рус. списков ветхозаветных книг - РГБ. Троиц. № 2, кон. XIV - нач. XV в. (СКСРК, XIV. Вып. 1. С. 175. № 65). При этом рукописную традицию И. на сегодняшний день нельзя считать полностью выявленной. В дальнейшем возможны находки (или атрибуции) новых (прежде всего восточнославянских) списков И. (преимущественно XVI-XVII вв. и более поздних), в особенности не содержащих начала и Похвалы заказчику.

Как образец и модель (и отчасти источник) И. оказал влияние на формирование Изборника 1076 г. и Изборника XIII в. Не позднее 1-й пол. XV в. И. послужил одним из источников типологически близкой к нему версии (тип 3 по классификации М. С. Крутовой) сб. «Златая цепь» (см.: Методическое пособие по описанию славянорус. рукописей, хранящихся в СССР. Новосиб., 1990. Вып. 5. Ч. 1: «Златая цепь» / Сост. и авт. ст.: М. С. Крутова. С. 17-24, 41).

Изд.: Изборник вел. кн. Святослава Ярославича 1073 г. / ОЛДП. СПб., 1880 [фототип. изд.]; Изборник Святослава 1073 г. М., 1983. [Ч. 1]: Факс. изд.; [Ч. 2]: Науч. аппарат; Симеонов сборник (по Светославовия препис от 1073 г.). София, 1991. Т. 1 [Изслед. и текст]; Т. 2 [Указ.].
Лит.: Шевырев С. П. Поездка в Кирилло-Белозерский мон-рь в вакационные дни в 1847 г. М., 1850. Ч. 2. С. 30-32; Горский, Невоструев. Описание. Отд. 2. Ч. 2. С. 365-405; Розов Н. Н. Старейший болгарский «Изборник» и его рус. рукописная традиция // ИзвОЛЯ. 1969. Т. 28. Вып. 1. С. 75-78; он же. О датировке и локализации Кирилло-Белозерского списка Изборника царя Симеона // Русско-болг. связи в области книжного дела. М., 1981. С. 22-35; Лазарев В. Н. Групповой портрет семейства Святослава // Он же. Рус. средневековая живопись. М., 1970. С. 39-40; Протасьева Т. Н. Византийский орнамент // ДРИ: Рукописная книга. 1974. Сб. 2. С. 206-208; История на българското изобразително изкуство: Албум. София, 1976. Т. 1. С. 113-116; Изборник Святослава 1073 г.: Сб. ст. М., 1977; Куев К. Бележки за съчинението на Георги Хировоск Περι τροπων в старославянските литератури // Старобългарска литература. София, 1977. Т. 2. С. 46-47; он же. Съдбата на старобългарската ръкописна книга през вековете. София, 19862. С. 17-18; Добрев И. Редът на зодиакалните знаци в Изборника от 1073 г. // Старобългарска лит-ра. София, 1979. Кн. 5. С. 101-106; Лёвочкин И. В. Изборник Святослава и его слав. протограф // Там же. 1980. Кн. 8. С. 46-49; он же. Новый список Изборника Святослава 1073 г. // ПКНО, 1980. М., 1981. С. 7-11; он же. Изборник Святослава и рус. сборники XV-XVII вв. // ТОДРЛ. 1985. Т. 40. С. 373-378; Джурова А. 1000 години българска ръкописна книга: Орнамент и миниатюра. София, 1981. С. 24-25; Ševčenko I. Remarks on the Diffusion of Byzantine Scientific and Pseudo-Scientific Literature among the Orthodox Slavs // SEER. 1981. Vol. 59. P. 321-345; Быкова Г. З. Технико-технологические особенности рукописи Изборника 1073 г. // ДРИ: Рукописная книга. 1983. Сб. 3. С. 101-108; Костюхина Л. М., Шульгина Э. В. Изборник 1073 г.: Палеогр. анализ и реконструкция рукописи // Там же. С. 90-100; Наумова М. М. Пигменты миниатюр Изборника 1073 г. // Там же. С. 109-112; Подобедова О. И. Еще один аспект изучения миниатюр Изборника Святослава // Там же. С. 75-89; Пейчев Б. Философский трактат в Симеоновом сб. К., 1983; Lunt H. On the Izbornik of 1073 // HUS. 1983. Vol. 7. P. 359-376; Камчатнов А. М. Текстологический анализ списков Изборника Святослава 1073 г. // Древнерус. лит-ра: Источниковедение. Л., 1984. С. 5-19; он же. Философская терминология Изборника Святослава 1073 г. и ее перевод // Древнерус. лит. язык в его отношении к старославянскому. М., 1987. С. 67-73; Пуцко В. Г. Знаки зодиака на полях Изборника 1073 г. // Palaeobulgarica. 1984. № 2. С. 65-77; он же. Эмальерный стиль в худож. оформлении киевских рукописей XI в. // КЦДР: XI-XVI вв. 1991. С. 37-40; СКСРК, XI-XIII. С. 36-40. № 4 [Библиогр.]; Владимирова Л. А. О некоторых языковых особенностях в Изборнике Святослава 1073 г. // Древнерус. лит. язык в его отношении к старославянскому. М., 1987. С. 62-67; Жуковская Л. П. Загадки записи Изборника Святослава 1073 г. // Там же. С. 45-62; Пентковский А. М. Календарные понятия в Изборнике Святослава 1073 г. и их наименования // Там же. С. 73-77; Творогов О. В. Изборник 1073 г. // СККДР. 1987. Вып. 1. С. 194-196 [Библиогр.]; Димитров П. Изборниците на цар Симеон // Литературна мисъл. 1990. № 7. С. 3-16 (то же: Die slavische Sprachen. 1990. Vol. 21. S. 17-39); он же. Културен хоризонт на цар Симеонови изборници // Преслав. Шумен, 1993. Т. 4. С. 207-216; Мусакова Е. Редът на зодиакальните знаци в Симеоновия сб. (Светославов препис от 1073 г.): Опит за реконструкция // Palaeobulgarica. 1992. № 2. С. 123-132; Бибиков М. В. Визант. прототип древнейшей слав. книги: Изборник Святослава 1073 г. М., 1996; КМЕ. Т. 2. С. 50-56 [Библиогр.]; Пиотровская Е. К. Визант. хроники IX в. и их отражение в памятниках слав.-рус. письменности: «Летописец вскоре» К-польского патр. Никифора. СПб., 1998. (ППС; 97); Столярова Л. В. Свод записей писцов, художников и переплетчиков древнерус. пергаменных кодексов XI-XIV вв. М., 2000. С. 19-29. № 8-11; Гальченко М. Г. Книжная культура. Книгописание. Надписи на иконах Др. Руси: Избр. работы. М.; СПб., 2001. С. 99-108, 391 (26); Преображенский А. С. Ктиторские портреты средневек. Руси и их воздействие на рус. иконографию (XI-XV вв.): АКД. М., 2004. С. 12-16; История рус. искусства: В 22 т. / Отв. ред.: А. И. Комеч. М., 2007. Т. 1. С. 438-452, 541-544; Попова О. С. Миниатюры Изборника Святослава 1073 г. и визант. искусство 3-й четв. XI в. // От Царьграда до Белого моря: Сб. ст. по средневек. иск-ву в честь Э. С. Смирновой. М., 2007. С. 405-440; Смирнова Э. С. Фронтисписы рус. рукописей XI-XV вв. в виде храмов и их связь с особенностями рус. иконографии // Хризограф: Сб. ст. 2009. Вып. 3 (в печати).
К. Иванова, А. А. Турилов
Ключевые слова:
Памятники письменности Рукописи славянские Изборник 1073 г. [Изборник кн. Святослава, Изборник царя Симеона], славянский четий сборник
См.также:
ИЗБОРНИК 1076 г. [неточно - Изборник Святослава 1076 г.], четий сборник древнерусского происхождения, 3-я по древности датированная славянская рукопись
ИЗБОРНИК XIII в. [Толстовский сборник толкований XIII в.], пергаменный кодекс древнерусского извода, написанный не позднее сер. XIII в.
ГАЛИЦКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ 1144 г., древнейшая точно датированная славянская рукопись
ГЕЛАТСКОЕ ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЕ иллюминированная рукопись, один из важнейших памятников древнегруз. письменности
«ГЕРМАНОВ СБОРНИК» среднеболг. пергаменный кодекс
ДРЕВНЕРУССКИЕ ВЛИЯНИЯ [восточнославянские] на книжность юж. славян (посл. четв. XII - сер. XIII, XVI-XVII вв.)